Проникновение тюркских элементов на территорию современной Турции происходило задолго до XI в. Об этом свидетельствуют письменные источники—римские, византийские, сирийские, арабские, армянские и др. Тюрки проникали в Малую Азию многими путями: не только с востока — через Иран и Кавказ, но и с запада — через Балканы, а также с севера — через Черное море.
Уже в III—IV вв. тюркские племена, бесспорно, представляли собой многочисленных и постоянных соседей народов Малой Азии, Кавказа и Балкан, они проникали в эти области все более и более активно. Дербентская стена была построена именно для защиты от набегов, этих первых тюркских переселенцев из Центральной Азии. Армянский историк Агафангел (V в.) упоминает о гуннах во времена царя Хосроя I (217—238). Другой армянский автор V в.—Фавстос Бузанд — сообщает, что гунны в 30х годах IV в. жили на Северном Кавказе и побережье Каспийского моря.
Первоначальное проникновение тюркских элементов в Малую Азию, а также на Балканы началось в конце IV в. В 375 г. огромные массы кочевых племен во главе с гуннами двинулись на запад из прикаспийских степей. Началось так называемое Великое переселение народов. Об этом сообщают многие римские историки (Авзоний, Аврелий, Виктор, Аммиан Марцеллин и др.). Византийские хронисты упоминают о гуннах в связи с Малой Азией, Арменией и Фракией в IV—V вв.: Филосторгий, например, сообщает о появлении гуннов во Фракии, Месопотамии, Сирии,. Киликии в 395 г. , Созомен — об их вторжении в пределы Византии в том же году и о набегах на Фракию в 404 г. , Олимпиодор пишет об их вторжении во Фракию в 415 г.
Гунны, как известно, разгромили алан, значительная часть которых была подчинена ими, вошла в союз гуннских племен и была постепенно тюркизирована. В состав гуннов входили также булгары, савиры (сувары), сарматские племена и др.
Император Феодосий нанес гуннам во Фракии тяжелое поражение, большая масса гуннов попала в рабство, а оставшиеся были расселены в разных местах . В начале V в. гунны кочевали во Фракии.
После кратковременного упадка гунны снова объединились и в первой половине V в. обосновались в Паннонии. Во главе гуннов стал Аттила, его правление ознаменовалось наивысшим расцветом гуннской племенной федерации (433—453). В это время гунны несколько раз вторгались во Фракию. После смерти Аттилы гуннская федерация и держава распались (кстати, предполагают, что он сам был убит в Византии. Основная масса гуннов откочевала в Северное Причерноморье. Однако некоторая часть перешла в пределы Византии и разделилась на отдельные улусы. Византийский историк Феофан пишет об участии гуннов в войнах на стороне Византии против Ирана, о гуннах, живших во Фракии и на Босфоре. Таким образом, какаято часть гуннов попала во Фракию и, возможно, даже в Малую Азию, осела там и смешалась с местным населением. Вероятно, именно с тех пор этноним гуннов «хун» сохранился в балканской и византийской антропонимии (например, венгерская фамилия Хуньяди, имя византийского летописца Никита Хониат).
С VI в. гунны сошли с исторической арены, уступив место булгарам, суварам, аварам и хазарам. Скорее всего, эти племена входили прежде в гуннскую федерацию племен, но их собственные племенные названия были перекрыты именем «хун», ставшим на время общим для всех племен, входившим в гуннское объединение. В гуннский период булгары, например, участвовали в походе на Западную Европу, о чем, в частности, свидетельствует сообщение лангобард,ского историка Павла Диакона.
В V в. в Приазовье сложился союз племен во главе с булгарами. Теперь уже этноним «булгар» начал преобладать над наименованиями отдельных племен и стал общеполитическим термином обширной федерации племен Северного Причерноморья. Об этом много сведений содержится в византийских хрониках , которые в это время наиболее часто упоминают о булгарах (конец V — начало VI в.). Булгарские племена находились в активной связи с Византией: нередко выступали ее союзниками, воевали в рядах ее войск, селились во Фракии. В 530 г. часть булгар была поселена Византией в Анатолии (районы Трапезуса, рек Чорох и Верхний Евфрат).
В VI в. многие события в Малой Азии и на Кавказе связаны с именем савиров (сувар, субар, сибир), которых Феофилакт Симокатта причислял к гуннским племенам, жившим на Северном Кавказе. Во время гуннских походов они остались в стороне от главного пути движения на Запад. Источники называют их также «белыми гуннами». В сирийской хронике Иешу Стилита (начало VI в.) приведен факт вторжения белых гуннов в Западную Азию, «когда вся Сирия находилась в их руках». Кроме Сирии, сувары совершали походы в Армению и Малую Азию, доходя до Каппадокии. Сувары нанимались также на византийскую военную службу.
В 568 г. сувар разгромили авары. После этого основная масса сувар переселилась в Албанию (Азербайджан). Как сообщает Менандр, Хосрой Ануширван перебил большую часть их, а оставшиеся 10 тыс. человек поселил между Араксом и Курой. В 60х годах IV в. на Дунае образовался Аварский каганат, ядро которого составляли тюркские племена. Хронисты Византии упоминают об аварах еще с 552 г.. Иоанн Малала сообщает об их появлении в Константинополе в 557—558 гг.. В годы правления хана Баяна авары совершали нападения на Византию, которая одно время даже платила им дань. Авары осаждали Константинополь в 619 г. и, вместе со славянами, в 626 г.. Известно также, что Византия привлекала авар на свою сторону как военных союзников. Им были отведены земли для поселения к югу от Дуная, между реками Савой и Дравой. По сообщению Менандра, в 565 г. в Константинополь прибыло первое посольство от хана Баяна. В 577 г. император Юстиниан II поселил в Восточной Анатолии аварских воинов для защиты границ от персов. Император Ираклий последовал его примеру в 620 г.. Некоторая часть авар осела на Дунае. К концу VIII в. Аварский каганат распался. Интересно отметить, что имя «авар» сохранилось в балканской антропонимии, например в сербской княжеской фамилии Обреновичей: славяне называли авар обрами (сами авары себя называли абар), в Древней Руси даже бытовала поговорка «Погибоша, аки обре», ее употребляли, когда хотели подчеркнуть непонятное исчезновение чегото большого и некогда могущественного.
В конце VI в. булгары и сувары оказались под властью Тюркского каганата, объединившего многочисленные племена на обширной территории от Китая до Ирана и Византии. В 568—569 гг. в Константинополь прибыли два посольства тюрок. В 576 г. Византия в свою очередь направила посольство в каганат. Причем византийский посол взял с собой 106 тюрок, жителей Константинополя. Это говорит о том, что в Константинополе существовала значительная колония тюрок (авар, булгар, сувар, возможно, и хазар). Однако в этом же году между Византией и тюркским каганатом началась война. Византия сблизилась с булгарами, и они начали совместную борьбу против каганата. В итоге булгары образовали свою державу — Великую Булгарию.
В VII в. часть булгар переселилась на Дунай. В 755 г. какоето число их было переселено Византией в Южную Анатолию. В 778 г. булгарский князь Телерих крестился со своей свитой, женился на кузине византийского императора и стал византийским патрицием. Возможно, к этим булгарским поселениям восходит современный турецкий ороним на юге Турции «Булгар дагы» («Булгарские горы»). Из современных тюркских языков черты булгарского языка больше всего сохранил чувашский, но некоторые его черты имеются и в гагаузском языке. Последнее говорит о том, что не все переселившиеся на Дунай булгары были впоследствии славянизированы, какаято часть их долго существовала как тюркская этническая группа, передав некоторые свои элементы другим, более поздним тюркским пришельцам (печенегам, узам, половцам), принявшим участие в формировании гагаузской этнической общности.
В VII в. в Малую Азию проникали также хазары. В 626 г. византийцы заключили с хазарами союз, против арабов. В VII—VIII вв. связи Византии с хазарами очень расширились и укрепились. Византийские императоры вступали в брак с хазарскими принцессами. Юстиниан II (685—695) был женат на дочери хазарского кагана, получившей при.крещении имя Теодора, Тиберий II тоже женился на дочери кагана и прибыл в ^Константинополь в 708 г. с хазарскими воинами. Женой Константина V (741—775) также была дочь кагана, в христианстве Ирин.а. Она тоже приехала в византийскую столицу со своей почетной охраной из хазар. Ее сын, император Лев IV, был прозван «хазаром». Часть хазар, прибывших в Константинополь, приняла христианство, но потом «ударилась в ересь» и была сослана в Каппадокию (Южная Анатолия). В IX в. византийские императоры завели при дворе хазарскую гвардию. Об этом пишет Константин Порфирогенет (Багрянородный) в сочинении «О фемах». Многие хазары при византийском дворе возвысились. Так, Варданиос Туркос, хазар из Крыма, был произведен в стратеги Анатолии.
Отдельно следует остановиться на сообщениях о проникновении тюркских племен в Закавказье и Малую Азию, имеющихся в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, который большинством исследователей считается автором V в. Однако в его «Истории Армении» говорится не только о гуннах, но и о булгарах, хазарах, басилах. «Вагаршак (армянский царь II в. дон. э,—Д. Е.),— пишет (Мовсес Хоренаци,— спускается на пастбищные места близ владений Шарая, называемые древними Верхним или Безлесным Басианом; места, которые впоследствии были заселены переселенцами Вехендур Булгара Венда, и по имени его названы Ванадом. Селения этих переселенцев до сих пор называются именами братьев и потомков его [Венда]. Казалось бы, это переселение можно связать со временем царствования Вагаршака, т. е. со II в. до н. э. Однако слово «впоследствии», имеющееся в летописи, подсказывает отнести переселение булгар к более позднему времени. Но к какому? Кстати, сам факт этого переселения подтверждается тем, что в грузинских источниках тюркоязычный народ балкарцы, занимавшие Балкарское ущелье, назывались «басиани», что указывает на их связи с армянской областью Басеном (Басен, Басеан или Басиан, Фасиана древних, находится южнее Эрзурума). Этот топоним, видимо, сохранился в современном названии турецкого населенного пункта Ласинлер. В армянской «Географии» VII в. говорится, что в Вананде главный город—Каре.
Второе упоминание о булгарах в «Истории Армении» относится к годам царствования Аршака, сына Baгapшака (конец II в. до и. э.), когда «возникли большие смуты в цепи великой горы Кавказской в земле Булга ров, из которых многие, отделившись, пришли в нашу землю и поселились в низовьях Коха — в плодоносных и хлебородных местах, в продолжение долгого времени». Многие исследователи считают такое раннее упоминание о булгарах (II в. до н. э.!) анахронизмом.
Анахронизмом выглядят и сообщения Мовсеса Хоренаци о хазарах, что убедительно показал Л. М. МеликсетБек. Армянская историография начального периода (IV—VI вв.) пишет он, если не считать Мовсеса Хоренаци, совершенно не знает хазар. Агафангел, Фавстос Бузанд, Корюн, Газар Парбеци, Зеноб Глак, Егише не упоминают о хазарах. Но хазар и басилов одинаково знают Анания Ширакаци, автор армянской «Географии» VII в., и Мовсес Хоренаци. О хазарах довольно подробно говорил и другой историк VII в.— Мовсес Каганакатваци, а также и более поздние авторы. Так, Гэвонд, историк VIII в., рассказывает о войне хазар с Арменией. Его сообщения повторяли в разной перефразировке Иоаннес католикос Драсханакертци (X в.), Асохик Степанос Таронеци (X—XI вв.), Киракос Гандзакеци (XIII в.) и др.. Гевонд сообщает и о женитьбе императора Юстиниана II на дочери хазарского кагана (хакана), что повторяет и Киракос.
Асохик Огепанос Таронеци сообщает также сведения о контактах византийцев с хазарами на рубеже VII—VIII вв., о том, как с помощью хазарского войска Юстиниан II вернулся в «царственный град Константинополь»,, как в его царствование хазары покорили Армению, Грузию и Албанию. С этим перекликается сообщение грузинского летописца XI в. Леонтия Мровели о том, что после хазарского нашествия «в Картлии говорили на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, ассирийском, еврейском и греческом».
Итак, армянские историки V в. вовсе не знают хазар. Зато этих же хазар упоминают, не считая Мовсеса Хоренаци, армянские историки и другие писатели VII и позднейших веков, вплоть до XIII—XIVвв.Это понятно, так как хазары появились на арене истории не раньше VI—VII вв. В связи с этим Л. М. МеликсетБек ставит вопрос о времени написания истории Мовсеса Хоренаци, предлагая в числе его решений и компромиссное, а именно: Мовсес Хоренаци — автор V в., а пассаж о хазарах, точно так же, как и прочие многочисленные анахронизмы и неполадки текста в наличных редакциях и списках его «истории Армении» — интерполяции со стороны позднейших переписчиков и редакторов. Видимо, с этих же позиций нужно подходить и к сообщениям о булгарах в сочинении Мовсеса Хоренаци, ибо булгары тоже выступили на исторической сцене не раньше конца V — начала VI в.
Сделав эти оговорки, стоит все же привести те сведения о проникновении тюрок через Кавказ, которые содержатся в «Истории Армении». Так, нашествие «хазиров и басилов», которые, «соединившись, прошли через врата Джора (Дербентские ворота)...перешли реку Кур (Куру) и рассыпались по сю сторону ее» , у Мовсеса Хоренаци датируется второй половиной II в. н. э. О подобных нашествиях у него имеется много сообщений и в более поздний период. Хазиров и басилов, бесспорно, нужно отнести к тюркским народам. Хазиры — это хазары: римские и византийские историки называли их иногда акацирами , а басилы — родственные им племена берсилов, которых византийский историк конца VI — первой половины VII в. Феофилакт Симокатта относит к гуннам.
Примечательно, что в «Истории Армении» говорится не только о набегах тюркских племен и войнах с ними, но и о мирных связях между армянами и тюрками (а также и с другими «северными» народами, аланами, например). Так, в царствование Арташеса (конец I в. н. э.) Арцехианы, родом из алан, были возведены ,в дворянское достоинство. Во время Хосрова, отца Грдата (конец II — начало III в.) они вступили в свойство с «одним из мужественных басилов, переселившихся в Армению».
О хазарах и басилах интересные сведения содержит армянская «География» VII в.: «Басил или баслик — народ, живущий в Сарматии на берегах Этиля (Волги)», «рядом с ними живут хазиры». Важно и такое известие: «Живут в Сарматии многие народы, которые суть: хазиры... до самого Каспийского моря, куда примыкает рукав (отрасль) Кавказа, где проведена стена Дарбанда... На севере от них (т. е. от упомянутых народов)—гунны и город их Варачан и прочие другие; царь севера (т. е. северных стран Каспийского моря.) —хакан, т. е. владыка хазиров; а царица — жена хакана из (рода) басилов». Таким образом, царь хазаров назывался хакан — тюркским термином, обозначавшим племенного вождя. Хакан (хаган) — так именуют византийские хроники конца VI—начала VII в. повелителей аваров, гуннов, других тюркских племен. У русских летописцев правитель хазар назывался «каган». Как известно, позднее слово «хакан» (хаган, каган) трансформировалось в «хан».
Интересно замечание армянских хроник и о неких ченах, появившихся в Армении в IV в. «Чены армянских хронистов,— пишет К П. Патканов (Патканян),— ни в коем случае не были китайцами (имеется в виду созвучие слова "чен" с названием Китая — "Чин".). Чены грузинской летописи называются просто турками (тюрками): они переселились с берегов Волги. Шираки и булгары переселились с Северного Кавказа в Карсскую область». Армянская «География» подробно рассказывает о «поселениях болкар, ченов и др.». Там сообщается о таком факте: «Вагаршак назначил правителем западных областей мужа с грубыми чертами лица... плосконосогоТорка». Эпитет «плосконосый» напоминает описание армянскими писателями наружности первых татар, вторгшихся в Армению (т. е. этот Торк обладал монголоидными чертами)».
Таковы исторические факты о проникновении тюркских элементов в Малую Азию и на Балканы в IV— VII вв. Однако это самое первоначальное проникновение тюрок носило эпизодический характер и не оставило следов в этнической истории Малой Азии. Оно было количественно очень незначительным. Проникавшие тюркские элементы быстро поглощались местным этносом, ассимилировались и растворялись в нем.
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`