Тюрки и армяне

Тюрки и армянеАрмяне, изнывавшие еще и от религиозного гнета Византии, в первое время радостно приветствовали появление в Малой Азии огузов и туркмен. С. Т. Еремян, основываясь на армянских и грузинских источниках, пишет, что переход армян в ислам был обычным явлением. Многие местные феодалы (греки, армяне, грузины и др.) принимали ислам из личной выгоды или по политическим соображениям. В «Сказании о Мелике Данышменде» рассказывается, что многие мелкие феодалы, преследуя личную выгоду, легко меняли веру. Междоусобные распри, желание захватить побольше земель заставляли представителей феодальной знати, как пишет

В. С. Гарбузова, перебегать в лагерь Данышменда. Например, младшие братья повелителя г. Токата, за что-то обидевшись на него, приняли ислам и участвовали во всех походах Данышменда. Уничтожив старшего брата, один из них стал наместником Токата, а другой — видным военачальником, впоследствии также наместником в ряде городов. Другой пример. Младший брат одного из феодалов, Янич, желая завладеть землями брата, охотно принял ислам. С его помощью Данышменд разбил войско феодала. Янич получил замок брата и женился на его дочери Маргарите. Таких ренегатов было много в стане Данышменда. Его ближайшими сподвижниками были Артухи, Эфрумие и Саркис. Их имена указывают на армянское происхождение. Представители местной феодальной знати, они перешли в ислам и присоединились к Данышменду.

Сам Данышменд, женившись на армянской княжне, положил начало династии, которой историографы XIII в. приписывали армянское происхождение. А С. Т. Еремян предположил, что Данышменд — это Рат, один из сыновей знаменитого армянского полководца Липарита. Турецкий историк М. X. Йынанч также считает Данышменда армянином. Он, в частности, обратил внимание на то, что на монетах Данышмендидов нет изображения племенной тамги, тогда как у Сельджукидов на монетах изображалась тамга племени кынык, из которого они происходили, а на монетах других тюркских династий — Артукидов, а позже и Османидов — тамга племени кайы, от которого они вели свое происхождение . М. X. Йынанч пишет также, что имя Даиышмеид происходит от названия должности. В османскую эпоху термин «данышменд» обозначал третью степень талебе (ученика мусульманской школы). В современном турецком языке «данышман» значит «советник». Поэтому не исключено происхождение Данышменда из среды служилого люда, который этнически был очень пестрым. Во всяком случае даже «Сказание о Мелике Данышменде» не считает Данышменда тюрком, не указаны ни племя, ни род, из которого он происходил. Лишь выясняется, что его мать — арабка, дочь эмира Амра. Войско Данышменда называется мусульманским или суннитским, т. е. определяется по религиозной, а не этнической принадлежности. В то же время войско сельджуков именуется «тюркским». Все эти факты говорят о сложном этническом происхождении династии Дапышмендидов и пестром этническом составе его войска.

Иногда новообращенные достигали высот и в сельджукской мусульманской иерархии. Так, армянин из Коньи стал шейхом (шейх Абдулла), известным ученым богословом. Он умер в Дамаске в 1234 г. 

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`