Рабы у Сельджуков

Рабы у СельджуковНа многие должности в государстве Сельджукидов Малой Азии назначались рабы из иноэтнических групп, помимо этого рабы служили для комплектования отборного войска, рабы выдвигались на высокие военные и административные посты. Это была своего рода традиция со времен Аббасидов.

Аббасиды (а также Саманиды и Газневиды) предпочитали назначать на государственные должности рабов. Это стало образцом и для Сельджукидов. У «Великих Сельджукидов» эту идею обосновал Низам ал-Мульк, создавший систему мемлюков или гулямов. Такая политика объяснялась тем, что рабы, лично преданные султану, были более надежны, чем принцы, племенные вожди или крупные феодалы, пытавшиеся при каждом удобном случае стать независимыми от центральной власти, поднимавшие восстания, стремившиеся захватить власть в свои руки. Поэтому еще у Тугрул-бея (первая половина XI в.) и везир, и высшие сановники — эмиры, вали, салары — были из таджиков. То же самое наблюдалось и в Румском султанате.

Гвардия Румского султана (хасса) состояла из рабов (военнопленных или местных христиан). Это были не огузы или туркмены, а кыпчаки (этим словом обозначались не только собственно кыпчаки, но и многие нетюрки, захваченные в стране "Кыпчаю", т. е. в районах, прилегающих к югу Руси), балканские тюрки-христиане, а главное — армяне, греки, грузины и другие малоазийские жители. Гулямы из военнопленных или купленных рабов 19 обучались в специальных школах (гулямхане), после чего служили в армии и при дворе.

Источники сообщают, что многие сельджукские государственные деятели происходили из рабов или были в детстве захвачены в стране «Кыпчак» и проданы в рабство на рынках Анатолии. Иби Биби отмечает, что большинство наиболее известных эмиров Анатолии — сыновья прежних рабов. Это отразилось и в тюркском эпосе. Удалой Домрул, герой «Деде Коркуда» — сын Дуки-коджи. Дука — имя греческое.

По мнению О. Турана, особые войска, называвшиеся икдиш, нечто вроде жандармерии или охраны в городах, также комплектовались из воспитанных в духе ислама детей христиан, преимущественно местных, а не пленных или рабов. Начальник икдишей г. Кайсери (икдиш-баши) носил имя Гусам, т. е. был армянин.

Рабы прислуживали при дворе Сельджукидов, у их сановников, у феодалов. Это также были не тюрки, а местные христиане. Ибн Баттута, путешествуя по Малой Азии, купил двух рабынь-гречанок. Эти рабы иногда принимали ислам, становились свободными и вливались в тюркизирующуюся массу мусульман.

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`