Политическое развитие Румского султаната

В Малой Азии постепенно наметились, несмотря на сложный этнический и конфессиональный состав населения, определенные тенденции, хотя и осложненные зачастую многими неблагоприятными обстоятельствами, к сближению между отдельными этносами. Дальнейшее развитие этих тенденций в Румском султанате должно было, казалось, привести к исламизации и последующей тюркизации большей части местного населения. Во-первых, ислам был государственной религией и распространился уже тогда, видимо, среди достаточно большой части коренного населения, не говоря уже о мусульманах-тюрках. Во-вторых, тюрки (кочевники, полукочевники и оседлые) составляли господствующую и одну из крупнейших этнолингвистических и культурных общностей Анатолии.

Сельджуки

Однако социально-экономическое и политическое развитие Румского султаната, крайне противоречивое, сдерживало формирование единой народности. С одной стороны, Анатолия, объединенная Сельджукидами, стала местом пересечения важных торговых путей вместо Сирии, ставшей после начала крестовых походов ареной битв. Поэтому в XIII в. Анатолия процветала. На всех торговых дорогах выросли караван-сараи, даже города. В Румском султанате развивались наука, искусство, литература. Отовсюду сюда съезжались ученые, писатели и поэты мусульманского мира. Естественно, что определенная экономическая общность в Румском султанате в XIII в. до нашествия монголов начинала вызревать. Но, с другой стороны, очень сильны были и центробежные силы, обусловленные главным образом феодальной и племенной раздробленностью. Центральная власть в Румском султанате всегда была слаба. Многие эмираты даже в периоды наибольшего могущества Сельджукидов оставались полунезависимыми (эмираты Данышменда, Артука, Салтука, Менгюджюка на уджах часто выходили из подчинения султану. Все это мешало налаживанию постоянных и прочных внутренних экономических связей в Румском султанате. Мешало вызреванию этих связей и продолжавшееся кочевничество крупных масс тюрок, а в ряде районов — курдов и арабов.

В Румском султанате не сложилось, как уже отмечалось, единого языка. Официальным (государственным) и письменным литературным был персидский, языком религии — арабский. У тюрок Малой Азии тоже не было единого языка. В каждом отдельном районе или области, где селилось большинство из того или иного племени, возникал территориальный диалект. Его основу составлял племенной диалект и сливавшийся с ним местный языковый субстрат. Эти субстраты были очень разнообразны: на западе преобладал греческий субстрат, на востоке в отдельных районах мог быть армянский, грузинский, курдский, арабский, ассирийский и т. д. Все это усиливало разницу между территориальными диалектами. Так, в Центральной Анатолии, где большинство тюрок было из племени кынык, образовался свой диалект, в Западной и Восточной Анатолии — несколько других диалектов.

Не возникло у тюрок-сельджуков Малой Азии и единого этнонима, как и единого этнического самосознания. У тюрок-кочевников и полукочевников над общим этнонимом «тюрк» и сознанием принадлежности к тюрко-язычной малоазийской общности преобладали племенные названия и племенное самосознание. У оседлого тюркского населения — осевших тюрок и смешавшихся с ними исламизированных и тюркизированных (часто далеко не полностью) коренных жителей преобладали религиозные самоназвание и самосознание: они называли себя чаще всего мусульманами. Этноним «тюрк» бытовал лишь у части крестьян — бывших кочевников-тюрок, осевших на землю.

Подводя итоги, можно констатировать следующее. В XI—XII вв. в Малую Азию переселилось много тюркских племен, главным образом огузов и туркмен, которые вместе с другими тюрками, попавшими сюда раньше их или вместе с ними, образовали тюркоязычиую этнолингвистическую и культурную общность, упрочивавшуюся также и общей религией подавляющего большинства тюрок — исламом суннитского толка, который был и государственной религией в Румском султанате. Много тюрок в XI—XII вв. перешло на оседлость. При этом началось этническое смешение оседлых тюрок с местным оседлым населением, преимущественно с исла-мизированным. Смешение с местными кочевническими элементами происходило и у кочевых тюрок. Все это положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии.

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`