Народы малой Азии в XIII в.

Этнический и религиозный состав населения Малой Азии в XI—XIII вв. был очень пестрым. Прежде всего, сохранилось многочисленное коренное население, продолжавшее исповедовать свои прежние религии. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в XIII в. джизье (подушный налог на немусульман) составлял, как отмечает О. Туран, ссылаясь на Аксараи, одну из важнейших статей дохода Румского султаната. Армянские источники (например, сочинение Хайтона, или Хетума I, царя Киликийского армянского государства) также сообщают, что в Малой Азии в середине XIII в. жили греки, армяне, яковиты (т. е. ассирийцы и халды) и тюрки. Г. де Рубрук, путешествовавший по Анатолии в 1253—1255 гг., пишет: все обитатели Марсенгена (другие названия этого населенного пункта: арм. — Маназкерт, греч. — Манцикерт, араб. — Меджинкарт; ныне северозападнее оз. Ван есть турецкая деревня Малазгирт) — армяне, курги (т. е. грузины), греки, но владычество над ними принадлежит исключительно сарацинам (т. е. мусульманам). Марко Поло (конец XIII в.) сообщает, что армяне и греки живут вперемешку по городам и городищам, а на юговосточной границе Великой Армении живут христиане — яковиты и несториане14, а к северу от них — грузины.

Интересные сведения о населении Анатолии приводит Ибн Баттута (путешествовал в начале 30х годов XIV в.). Прежде всего он пишет, что в Анатолии «много христиан, которые под властью мусульман туркмен». Описывая Анталью, Ибн Баттута отмечает, что в ее кварталах, окруженных стенами, живут греки, евреи, христианекупцы, а мусульмане живут в основном городе (в центре). В Лядике, но его словам, много греков, подвластных мусульманам и платящих джизье и другие налоги. В Эрзинджане большинство жителей — армяне. Небольшой городок Гейшокв Западной Анатолии населен «неверными греками под управлением мусульман», «здесь только один дом мусульман... они правители греков». Ибн Баттута упоминает также об одной деревне туркмен и о деревнях, населенных «неверными греками», которыми управляют мусульмане. Таким образом, из сообщений Ибн Баттуты вытекает, что во многих районах Анатолии мусульмане составляли меньшинство населения, за исключением, быть может, некоторых районов восточных и юговосточных областей, где были многочисленные, кроме тюрок, и другие мусульмане — курды и арабы.

На северовосток же Анатолии, где сохраняла независимость греколазская Трапезундская империя, тюркский элемент почти не проник. Мало было тюрок и на территории Киликикского армянского государства, где жили преимущественно армяне, ассирийцы, греки, арабы, как об этом пишет западноевропейский путешественник Вильбранд Ольденбургский, посетивший Киликию в 1212 г.

Данные об этническом составе населения Малой Азии можно почерпнуть также из тюркоязычных эпических произведений. Так, «Книга моего деда Коркуда», возникшая не раньше XI в. и окончательно сложившаяся не позже первой половины XV в., описывая события в восточной части Анатолии, «гяурами», с которыми приходится иметь дело тюркам, называет трапезундских греков, грузин, абхазцев. Другой памятник малоазийских тюрок — «Сказание о Мелике Данышменде», в котором описаны события второй половины XI в. и XII в., также свидетельствует об этнической и религиозной пестроте населения Анатолии. Кроме тюрок там фигурируют румы (т. е. греки), арабы, грузины, армяне.

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`