Тюрки и местные кочевники Анатолии

кочевники АнатолииНа юговостоке Анатолии и в Сирии огузы и туркмены подверглись очень сильному арабскому влиянию. В Мардине, например, в XVIII в. туркмены говорили поарабски. У туркмен, живущих ныне южнее Газиантепа, много заимствований из арабской материальной культуры. До сих пор сохранились арабизированные потомки туркмен в Сирии.

Все эти процессы — распад племен, их перегруппировки, смешение друг с другом и иноэтническими (нетюркскими) кочевниками — привели к тому, что большинство прежних огузских и туркменских племен впоследствии исчезло. Вместо них появились новые племена с новыми именами: иналлу, эльбейлю, данишмендлю, дулькадырлу (зулькадирлю), тараклу, бахадырлу, шамлу, румлу, арапкирлю, семишкезеклю, байбуртлу, марашлу, устаджлу, тухарлу, алпавуг, варсак, куштемирлго, эльванлу, айдынлу, саруханлу, гермиянлу, бекмешлю, боздоганлу, каракечилю, сарыкечилю, акчакоюнлу, токтемирлю, кодаллу, кумарлу, теджирлю, гюндюзлю, менеменлю, ягыбасанлу, езерлю, джеритлер, тургутлу, баязытлу, торасан, турханлу, чапарлу, турфанлу, хамидлю, косунлу, эсенлю, чавушлу, дюндарлу, ментешелю, караисалы, рамазанлу и др. Как видно, новые племенные этнонимы произошли либо , от названий мест расселения племен (шамлу: Шам — Сирия; румлу: Рум — Византия; байбуртлу: Байбурт — город в Анатолии; марашлу: Марат — тоже город в Анатолии и т. п.), либо от имен вождей (данишмендлю, ягыбасаплу, тургутлу, баязытлу, караисалы, рамазанлу) и наименований родов, возглавивших новообразовавшееся племя (гермияилу, каракечилю, сарыкечилю, акчакоюнлу и др.).

Отметим как аналогию, что в Туркмении к XIV— XV вв. тоже сформировался ряд племенных групп с новыми именами. Из недр салоров вышли эрсари, теке, сарык, йомуд. Заново возникли племена гоклен, хызрэли, алиили, тиведжи и др. Этих племенных названий нет ни у Махмуда Кашгари, ни у Рашид адДина. Некоторые племена, видимо, не огузского происхождения — буркас, олам, агар, эски, сакар и др., но уже Абульгази причислял их к туркменам. Только четыре племени сохранили старые названия (иногда с фонетическими изменениями)— чаудор (прежнее чувалдар/джаулдур), имрели (прежнее эймюр/имур), салор и игдыр — из числа 24 традиционных названий огузских племен.

Приведенные выше факты свидетельстзуют о том, что тюркские племена часто включали в себя не только кровнородственных лиц, а и целые группы из других родов и племен. В связи с этими фактами, показывающими гетерогенность тюркских племен Анатолии, следует отметить, что такая особенность характерна вообще для всех кочевых племен. Так, монгольские и тюркские кочевые племена XIII—XV вв., как показал Б. Я. Владимирцов, не были объединениями, основанными на кровном родстве, а искусственно составленными из осколков разных более древних родоплеменных групп, распавшихся еще в период до Чингисхана. А в отношении тюркских племен Азербайджана XVI— XVIII вв. И. П. Петрушевский пришел к выводу, что эти племена могли состоять и из осколков разных племен. Кашкайские племена Фарса на протяжении своей истории тоже не были этнической общностью, связанной единым происхождением. В разные периоды к ним присоединялись различные тюркские племена (на пример, халаджи) и нетюркские группы и элементы (лаки, кухгилуйе, мамасани, бахтиары); ряд ученых (Г. Керзон, О. Гаррод) отмечал большую роль луров в этногенезе кашкайцев. Гетерогенность присуща и бедуинам Аравии, и бахтиарам (в этногенезе последних участвовали и тюркские и арабские племена), и племенам Афганистана (пуштунам, хазарейцам, чараймакам и др.), представляющим собой конгломераты отдельных групп, далеко не всегда родственных между собой.

Все это лишний раз подтверждает вывод М. О. Косвена и его последователей, основанный на обширном материале, полученном при изучении многих народов, об объединении разных патронимий в крупные этнические общности — племена. А. А. Давыдов конкретизировал этот вывод на примере племен Афганистана. Он пишет, что одной из главных причин объединения патронимий в крупные племена была необходимость организации совместной обороны их территории от посягательств феодальных государств (и, добавим, других племенных • объединений). Другой причиной, по нашему мнению, могло быть стремление феодализирующейся племенной верхушки к захвату новых пастбищ, что вело к союзу с другими патронимиями. В ряде случаев, пишет далее А. А. Давыдов, эти союзы и объединения оказывались весьма прочными и приводили к созданию устойчивой этнической общности, которая с течением времени получала идеологическое оформление путем выработки легендарного генеалогического древа, связывавшего между собой как действительно родственные, так и неродственные патронимии единым «родством» и происхождением от общего «родоначальника». Повидимому, с самого начала первостепенную роль в создании военноплеменных союзов играла феодализировавшаяся верхушка отдельных патронимий —вожди, старейшины, мусульманское духовенство. При существовании частной собственности отдельных семей на скот, наличии рабов и феодальнозависимых, эти племенные союзы возникали не просто как этнические (или в самом начале — политические), но по своей социальной сущности как раннеклассовые военнофеодальные образования. Таким образом, племена кочевников средневековья (в том числе и тюрские) и их родоплеменной строй, вернее сложившиеся у них патриархальнофеодальные отношения, в корне отличались от первобытнообщинных племен и их родового строя.

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`