Огузкие корни турок

Алп-тегин Уйдя далеко на Запад, среднеазиатские тюркские племена совершенно порвали связи с родственными им племенами Средней Азии, откуда, собственно, и начались сельджукские завоевания. Значительные массы огузов и туркмен, переселившиеся в Малую Азию, оторвались от своих среднеазиатских соплеменников, и дальнейшая их судьба была связана уже не с историей среднеазиатских тюрок (например, туркмен), а с историей турецкого народа. Прежде всего, огузы и туркмены, как и другие тюрки, оказавшиеся в Анатолии, попали как бы в обособленный от других тюрок круг, в котором происходили перегруппирования между племенами, их перемещения, смешение с другими кочевниками и с местным оседлым населением. Кочевые племена легко меняли районы своего обитания, легко входили в новые объединения племен. Политические вначале, эти объединения в итоге становились этническими.

Прежде всего, тюркские племена, даже еще не переходя на оседлость, подверглись в Малой Азии этническому смешению с определенными группами местного населения — дотюркскими кочевниками Анатолии и Фракии. Не исключено, что уже первые тюрки, появившиеся в Анатолии и на Балканах, вобрали в себя часть этих дотюркских кочевников. (Отдельные мелкие подразделения тюркских племен могли быть поглощены и местными кочевниками). Так, современных валахов и часть каракачан, кочующих на Балканах и в Европейской Турции п, можно считать остатками местного кочевого населения.

В Анатолии, кроме курдов, существовали, видимо, и другие племена кочевников нетюркского происхождения. Об этом косвенно свидетельствует хотя бы такой факт: во времена Цезаря Августа (27 г. до н. э.— 14 г. н. э.) Анатолия славилась тучными стадами овец и коз, из ЮгоЗападной Анатолии (где курды никогда не жили) в Рим вывозили шерсть, шерстяные ткани, длинные шерстяные носки, войлочные плащи, кожаную обувь. Длинные шерстяные носки и войлочные плащи распространены у отдельных юрюкских племен Турции и ныне. В районе Измира до сих пор обитают зейбеки, которых относят к юрюкам, но их происхождение точно не выяснено. Зейбеки говорят потурецки, но сильно отличаются от турок и юрюков своей материальной и духовной культурой. Например, для них характерен высокий головной убор особого покроя, повязанный платком, они носят короткие, выше колен, штаны, ярко вышитые жилеты и т. д. Очень отличаются от турецких и юрюкских танцы и песни зейбеков.

Об этническом смешении огузов и туркмен можно сказать более определенно. Уже в раннем средневековье огузы, как известно, не представляли собой устойчивого и однородного в этническом отношении союза племен. Они вбирали в себя местные, по преимуществу кочевые, группы, например, в XI в. — одно из печенежских племен. Эти включившиеся элементы долго сохраняли свои особенности в составе того или иного огузского племени. То же самое наблюдалось и в отношении огузов и туркмен, пришедших в Анатолию. Вожди курдских племен, враждовавшие с армянскими князьями и их сюзереном — Византией, заключили союз с тюрками сельджуками и участвовали в их походах. Это были курдские племена джеляли, бухти, бешневи, мазинджани, хюмейди, хаккяри, зевезани (заза) и др. Тесно смыкаясь с огузами и туркменами, они входили в состав их племен, даже принимали их племенные названия. Курды, влившиеся в массу огузов и туркмен и в большинстве своем впоследствии ассимилировавшиеся с ними, видимо, были очень многочисленными. Благодаря этому курдскому пласту возникла позднее (в XV в.) новая кочевая тюркоязычная этническая общность — юрюкские племена. Даже отдельные турецкие авторы утверждают, что современных кочевых юрюков трудно отличить от курдов. Ф. X. Хэслак и М. Дакироглус прямо пишут, что некоторые из юрюков — курды по происхождению. Много у юрюков курдских заимствований в языке. Ф. Байрактаревич отмечал, что несколько юрюкских племен даже говорят покурдски. Особенно значительны у юрюков курдские заимствования в области материальной и духовной культуры. Например, они полностью переняли у курдов кочевое жилище — карачадыр (черный шатер) , которого у тюрок в Средней Азии не было.

По замечанию В. А. Гордлевского, Ибн Биби не считал племя гермиян тюркским: во время восстания БабаИсхака в 1239 г. султан вызвал из Малатьи, говорится в его хронике, «тюрок и гермиян». Значит хроника различала их. Поэтому В. А. Гордлевский предполагает курдское происхождение этого племени. К такому же мнению склонялся и Кл. Казн. Таким образом, возмюжно, что одно из крупнейших в Малой Азии тюркских племен XIII в. — гермиян— было курдским по происхождению. Кроме того, как отметил М. X. Йынанч, »сипахи (мелкие военные ленники) в Румском султанате были не только из огузов, туркмен и других тюрок, но и из курдов.

Процесс смешения тюрок с курдами иногда заходил так далеко, что часть огузов и туркмен на востоке Анатолии была курдизирована. Например, К. Кемаль приводит такие названия современных курдских племен, обитающих в районе Газиантепа: афшар, барак, кырык, торун. Все эти названия — огузотуркменские, т. е. в результате курдизации от огузотуркменских племен остались лишь их этнонимы. В районе Диярбакыр — Битлис — Сиирт кочуют курды бадилли (искаженное бейдили, также огузотуркменское племенное название). Правда, процесс курдизации мог произойти и позже. Так, в конце XIX в. в Турции жили кочевые племена карабаглы и жебанлы (чобанлы), которых современник этого периода Д. В. Путята причисляет к курдским, в архивных же документах XVII в., опубликованных А. Р. Алтынаем, карабаглы и чобанлы записаны еще как туркменские племена. Однако Ф. Демирташ отмечает, что в финансовых документах УpфыyжeвXV—XVI вв. племя с огузским названием дёкер обозначено как курдское и что среди налогоплательщиков из этого племени есть тюркские имена. Это уже свидетельствует об очень ранней курдизации части огузов.

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`