Флоренция

Врата Рая Гиберти

собор Санта-Мария дель Фьоре Проход к сердцу Флоренции, к тому месту, о котором постоянно в изгнании вспоминает Данте: «О, мой любимый СанДжованни». Баптистерий, собор СантаМария дель Фьоре и кампаниле Джотто. Три шедевра на одной площади. (В первый момент созерцания стоящей вплотную друг к другу всей этой красоты мысли от восхищения путаются: не много ли?) Симфония белорозовозеленого мрамора, резьбы, скульптуры, мозаики и игры теней, красок и поперечных мраморных полос. Помножьте все это на неиссякаемую толпу, собравшуюся со всего света и говорящую на, по крайней мере, восьми языках. Причем одновременно... Есть еще девятый иногда лошадь заржет... Но флорентийцам этих чудес показалось мало, и в 1355 г.

на этой площади усилиями Арнольди поставили удивительно изящную маленькую Лоджию Бигалло, служившую для приноса подкидышей такое удивительное назначение... Теперь подкидышей уже не носят: в Италии, как везде в Европе, с рождаемостью напряженно, а рядом с Лоджией постоянно жуют сено утомленные извозом лошадки в пролетках. Туризм требует жертв, но вполне возможно, что лошади устают даже меньше их седоков, пытающихся за один день объять то самое, о чем предупреждал Козьма Прутков... Удается только японцам. Но те ничего не смотрят и не слушают, а только фотографируют. Вероятно, для отчета, чтобы предъявить, на что потрачены заработанные за целый год деньги и время... Вопросов японцы не задают никогда, да гиды им и не предлагают... Зачем смущать дисциплинированных трудоголиков... К тому же они никогда ни с кем не торгуются, поэтому их все любят...

Собор СантаМария дель Фьоре (Мадонна с лилией символом Благовещения и одновременно города Флоренции) был начат Арнольфо ди Камбио в 1296 г. по решению гильдий и горожан. Флоренция хотела иметь самый большой и самый красивый собор Италии: гордым купцам не давала покоя слава соборов Сиены и Пизы да уже заштатной к тому времени Лукки... В договоре с архитектором значилось: «...и самый большой в мире по величине...» Но мир развивается и сегодня: к сожалению флорентийцев, Дуомо перешел уже на четвертое место...

Строился он вокруг старенькой Санта Репараты, которая действовала все время строительства, пока вокруг и над ней возводили стены. После готовности нового собора ее аккуратно разобрали и вынесли. Осталась только крипта... При освящении он действительно был крупнейшим, а сегодня является четвертым в католическом мире, о чем свидетельствует черта на полу собора Святого Петра в Риме... Фасад, как часто бывает с итальянскими церквами, построили чуть позже, и всегото на 600 лет. В 1887 г. Эмилио де Фабрис постарался «подогнать» его под стоящую рядом кампанилу Джотто, явно перегрузив архитектурным и скульптурным декором. Чувствуется, что ему по ночам снился Сиенский собор,

совмещенный со всеми деталями из древней Лукки и чуда Орвието. Мрамора не жалели: белый из карьеров Каррары, зеленый из Прато и розовый из Мареммы. По третьему ярусу скульптуры апостолов и Марии, в люнетах Милосердие, Вера и снова Мадонна. Прекрасны резные двери и их порталы. Если бы рядом не было удивительных дверей Баптистерия... Вот еще одно подтверждение, что «Лучшее враг хорошего»...

Кстати, собор снаружи гораздо лучше, чем изнутри: пустоват в отличие от Сиенского или от местной Церковь Санта-КрочеСантаКроче. Ни тебе Джотто, ни Гирландайо, ни резных полов Космати. Тем более не сравним с Ориентским, поражающим мощными фресками Луки Синьорелли... Зато есть знаменитый «Купол» Брунеллески, расписанный изнутри заглавным живописцем Медичи Вазари... Даже не купол, а «куполище», как говорят флорентийцы знаменитость на весь мир. Что архитектура, что конструкция, что «видность», то бишь размеры: есть на что посмотреть... Именно с него мастерил «крышу» римского СанПьетро, спустя почти сто лет, Микеланджело. Кстати, и француз Монферран ездил сюда на смотрины пред тем, как петербургский Исаакий сотворить, спустя четыре сотни лет... Соответствует!!! Брунеллески за основу взял высший стандарт римский Пантеон, непревзойденный за полторы тысячи лет никем! Да еще в высоту его вытянул аж на 43 метра. В общем, создал шедевр, на который до сих пор все равняются... Изза него и потеряться во Флоренции невозможно: ищи купол и выходи на него... Виден отовсюду.

А в 15721579 гг. его еще и расписал изнутри неутомимый Вазари, изобразив на огромной поверхности все то, что ждет грешащих на земле после... Благо места для страстей много было. Народ смотрит, ужасается, крестится истово покатолически и... продолжает грешить. То ли сила фресок слабовата, то ли высоко слишком: не все детали будущего наказания рассмотреть можно... А может, сладость греха уж больно велика, иль откупиться при жизни надеются... Нуда там потом им все разъяснят... И техника возмездия прописана очень красочно и детально... пытливые японцы с биноклями приходят. И изучают... Как там у Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий...»

Главное чудо состояло в том, что купол держался на восьми гигантских нервюрах, напоминающих по конструкции рыбий хребет, и строился несущим сам себя, без применения лесов, которые и невозможно было на такую высоту поднять, поэтому никто и строить до Брунеллески не решался. Словом революция в строительстве почище Октябрьской... Оконченный в 1380 г. собор почти 40 лет простоял без купола, так как выяснилось, что техника того времени перекрыть такую «дыру» не может... Появившийся в 1417 г. Брунеллески целых четыре года доказывал Синьории и специальной комиссии свою способность построить самый большой купол в мире... Пока наконец на огромном совете с чертежами, расчетами, моделью двойного купола и куриным яйцом в руках не доказал, что он всетаки великий человек, хотя и проиграл конкурс Гиберти на сотворение ворот Баптистерия...

Стройка началась в 1420 г., а 25 марта 1436 г., в первый день флорентийского нового года, папа Евгений IV собор освятил... А великий архитектор удостоился чести никогда с ним не разлучаться; его могила в крипте собора (рядом с ним и Джотто. Два гиганта, два гения, два великих труженика). Честь, так и не доставшаяся его петербургскому последователю французу Монферрану, который хотел, чтобы его похоронили в Святом Исаакии... Челобитную царю отписал не помогло... А великий зачинатель Возрождения, кроме могилы в крипте, получил еще и памятник своей персоне на площади, с правой стороны громады собора, где он с чертежом «куполища» в руках сидит и одобрительно смотрит на свое детище. Подойдите и поклонитесь таланту...

Не менее талантливый, чем Брунеллески, но, вероятно, более удачливый Гиберти, выигравший конкурс по вратам Баптистерия, безбедно и спокойно жил 21 год (14031424), пока делал Северные, а потом еще 27 лет, потихоньку выполняя (14251452) самые знаменитые Восточные ворота. Первые Новый Завет, вторые Ветхий. Все десять досок канонизированная церковная классика. Например, «Исаак посылает Исава на охоту», «Каин убивает Авеля», «Обнаружение чаши у братьев Иосифа»,

«Сотворение Адама», «Моисей получает скрижали на горе Синай», «Сарра и Авраам перед шатром», «Падение стен Иерихона», «Соломон встречает царицу Савскую», «Опьянение Ноя», «Давид и Голиаф». Ровно десять, как главных заповедей... Чудо скульптурного, композиционного и литейного мастерства... Буонарроти «Вратами Рая»Это их назвал Буонарроти «Вратами Рая». Это около них плакал навзрыд француз Роден от разрывающей сердце зависти, что не сможет их повторить. Оказалось, зря: смог таки (можете ими полюбоваться и в Париже, и великолепной копией в швейцарском Цюрихе ). Сегодня оригинал Гиберти в музее собора, а на Баптистерии установлены копии, которые ничуть не хуже, так как делались по гальваническим слепкам. Вообщето, двери изначально предназначались для реального входа в храм, но ввиду особой ценности из «входных» со временем превратились в огороженный решеткой экспонат, к которому ближе, чем на пять метров, даже трудно подойти, и открываются они только один раз в году на Пасху...

Рядом с вратами две порфировые колонны. Они хотя и треснувшие, но бесценные, так как являются подарком Пизы в благодарность за поддержку в войне с балеарцами и привезены во Флоренцию аж в 1117 г... (На самом деле они еще древнее, и сами пизанцы в свое время привезли их на своих галерах из египетской Александрии.) Так как работы внутри храма к этому времени завершились, флорентийцы, не зная, что с ними делать, просто прислонили подарок к стенам Баптистерия. Так и стоят уже почти тысячу лет... А восьмигранный Баптистерий, построенный на месте еще римского храма Марса, благодаря своим формам, чуду пропорций, классической гармонии внутри и снаружи и удивительной игре мраморной облицовки, стал одним из самых канонизированных чудес мировой европейской архитектуры (так же как римский Латеранский баптистерий, еще более древний). И вошел во все учебники. И стал законом красоты. Как золотое сечение...

Рядом с собором кампаниле Джотто. Это отдельная песня... Я не оговорился, именно песня, ибо так же, как звук, она вся словно устремляется вверх и, поднимаясь, делается все красивее и стремительнее. Неудивительно. Начал гениальный старик, а заканчивал не менее талантливый, старый наш знакомый Андреа Пизано. Ни тому, ни другому таланта и опыта было не занимать. За Джотто стояли знаменитые фрески Ассизи, гениально расписанная капелла Скровеньи в Падуе, за Андреа великая Пиза...

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`