История замка полна тайн. В 1395 г. сюда, в подземелье, попадает бывший тиран Милана - Бернабо Висконти, которого перехитрил его племянник, ставший затем знаменитым на всю Италию «вторым Цезарем» - Джан Галеаццо Висконти. Дядю он на всякий случай во время отсидки в тюрьме слегка придушил... Ну тот и умер...
Но история - коварная леди и любит повторяться, чуть-чуть изменив рисунок судьбы. Особенно много у нее заготовлено вариантов перехода в мир иной. Ренессансные герцоги чаще всего умирали не в постелях... Замок часто становился соучастником...
Великолепный Галеаццо Мария Сфорца последнюю ночь перед своим жестоким убийством на Рождество (1476) в церкви Сан-Стефано проводит перед пылающим камином в обществе жены и придворных дам, повелев исполнять песнопения из заупокойной мессы. Вероятно, предчувствовал... Утром надел было под жилет кольчугу, но потом снял и отправился в церковь. Где и был зарезан. Прямо перед мессой... Судьба! Неутешная вдова все надежды возложила на единственного продолжателя рода, на сына. Он еще слишком мал, но вот вырастет... А четыре года спустя здесь погибает, отравленный родным дядей - Лодовико иль Моро, и этот самый маленький сын. Ох и велико же притяжение власти... Но затем случается чудо: став правителем, узурпатор Лодовико враз «переделывается» и становится гуманистом, покровителем искусств, тонким ценителем красоты и т. д. и т. п. Женится на изысканной герцогине д'Эсте... Один из самых древних итальянских, феррарских родов, голубая кровь, идущая еще от римлян... Свадебные торжества «ставит» и оформляет сам Леонардо да Винчи... Правда, и он (Лодовико) плохо кончает, сидя в сыром и темном, полном крыс углу французской тюрьмы и обливаясь слезами от невозможности хоть на минуту увидеть солнце Италии, в последний раз вдохнуть ее сладостный воздух... Полная аналогия нашего князя Игоря...
Пройдя весь замок насквозь, выходите в парк Семпьоне. Вдалеке видна Арка (архитектор Луиджи Каньола, 1807-1838), начатая в честь побед Наполеона, но затем перепосвященная «Миру в Европе» (и очень кстати, ибо ко времени окончания строительства ни побед, ни самого Наполеона уже не было). Под ней в 1859 г. прошел к своей славе король-объединитель Витторио Эмануэле II под ручку с Наполеоном III. (Арка удивительно напоминает Нарвские ворота в Петербурге, да и по времени возведения совпадает. Повод, однако, у русских арок был противоположный: победа над Наполеоном.) Рядом в парке - памятник Наполеону III и арена на 30 тысяч мест, построенная его предшественником - Бонапартом. Зелено, тихо, красиво... И очень много темнокожих продавцов сувениров: пример того, как можно покорять итальянские города без боя, без паспорта и без вида на жительство... Их «односельчанину» - Ганнибалу в свое время это не удалось...
После герцогов Сфорцеско замком владели испанцы, которые, являясь великолепными фортификаторами, начали его перестраивать, потом французы. Завоевавший Милан Наполеон хотел его вовсе разрушить, чтобы проложить прямую, как стрела, дорогу на Париж... Но затем решил просто изменить топографию города. Проложил вокруг замка а-ля Садовое кольцо, которое скромно назвал Форо Буона-парте. На новой улице сразу начали возводить великолепные дворцы. Так что революционному генералу удалось даже украсить Милан, который он (как, впрочем, все завоеванные им итальянские города) очень любил.
В испанские времена замок ощерился двойным рвом, равелинами и превратился в плане вначале в шестиконечную, а затем в двадцатиконечную звезду. Именно с этих равелинов генерал Радецкий приказал обстрелять город во время пятидневного восстания в 1848 г. Подействовало сразу... После чего, однако, продолжал спокойно жить во дворце Вилла Реале на Корсо Венеция до самой своей смерти 5 мая 1858 г. И по городу ходил без охраны... Сейчас равелинов нет, и замок вернулся к размерам и виду времен династии Сфорцеско. Правда, без воды во рвах и стражи на входе... Если не считать билетеров.
Перед тем, как покинуть Кастелло Сфорцеско, советуем пройти по залам Герцогского дворца и, кроме расписанных потолков, скульптурных портретов бывших владельцев и выставки старинных шпалер, взглянуть на последний шедевр великого Мастера, сумевшего уйти в иной мир, держась за руку сына Создателя, в прямом, а не в переносном смысле. Последняя «Пиета» Микеланджело, работая над которой он спустился в мир теней... Ушел, держа за руку самого Иисуса... Или тот его?
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`