часть 2
Только после того, как огузы и туркмены заселили Центральную Анатолию, они двинулись дальше —через горные перевалы Западной Анатолии — и вышли к Эгейскому морю, преодолели горы Ильгаз и Джаник и достигли Черноморского побережья, наконец, уже в XIII в., пройдя горы Ликии и Киликии, обосновались в долинах Средиземноморья.
Однако на морском побережье Анатолии сохранилась прежняя дотюркская топонимия — здесь было густое греческое, а на севере — лазо-греческое население. На востоке же Анатолии горы занимали курдские племена, а в долинах было многочисленное армянское, грузинское и другое дотюркское население. К тому же здесь долго отстаивали свою независимость Киликийское армянское государство (до 1376 г.) и греко-лазская Трапезундская империя (до 1461 г.), поэтому тюрки проникли сюда лишь в османское время. Если в Восточной Анатолии, пишет М. X. Йынанч, большинство деревень сохранило прежние дотюркские названия, то в Центральной Анатолии (и отчасти в Западной) большинство деревень носит тюркские названия. Это либо этнонимы племен, родов, племенных объединений, либо антропонимы вождей и старейшин.
Не все огузо-туркменские племена, переселившиеся в Анатолию, были представлены в равном количестве. Даже у огузов XI в. традиционное деление на 24 племени в значительной мере носило искусственный характер: уже Махмуд Кашгари приводит названия только 22 племен, остальные два названы общим именем халадж. Искусственность такого деления показал С. П. Толстов при анализе списка туркменских племен Средней Азии начала XX в., составленного Г. И. Карповым, где мелкие племена, фигурирующие в источниках как самостоятельные, оказываются в списке включенными в другие племена или вовсе в нем отсутствуют. Так же было и в Анатолии — пришедшие племена не были равноценны по численности. Одни из них в силу различных причин разрослись, другие являлись скорее осколками прежних племен, а некоторые — новыми комбинациями из частей бывших племен.
Наиболее обширно и густо расселилось племя кынык. Топонимика отмечает 28 мест, связанных с этим названием. Причем в вилайете Анкара — три раза, в вилайетах Маниса, Малатья, Афьон-Карахисар и Бурса — по два раза. Так как Сельджукиды были родом из этого племени, то, по мнению В. А. Гордлевского, оно, благодаря своему привилегированному положению, разрослось — мелкие подразделения других племен примыкали к нему. В списке Г. И. Карпова кынык отсутствует даже в мелких подразделениях племен. Возможно, оно целиком ушло с территории Туркмении еще во времена сельджукских завоеваний. О том, что племя кынык было самым многочисленным в Анатолии, говорит и такой факт: во время походов султан брал от него четыре тюмена (40 тыс.) воинов, тогда как от других племен — только по одному тюмену (10 тыс.).
Судя по показаниям топонимики, многочисленны были в Анатолии и следующие племена: кайы — 27 деревень носит это имя, баюндур, баят, салгур, эймюр, джаулдур, джибни, язгыр. Согласно сообщению Языджиоглу Али, из кайы и баюндур назначались бейлербеи (главные беи) правого и левого крыльев, т. е. эти племена играли среди огузов важную роль и, видимо, были довольно крупными. Позднее, в XIV—XV вв., племя кайы (вернее, его отколовшаяся часть), по утверждению османских летописцев, положило основу Османскому бейлику, а племя баюндур в XV в. владычествовало над Ахлатом. В сельджукских хрониках также упоминаются беи из баюндур. Видимо, с этим племенем связан легендарный Баюндур-хан. Племя баят упоминается в «Книге моего деда Коркута» в связи с районами Восточной Анатолии.
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`