РАССЕЛЕНИЕ ОГУЗОВ И ТУРКМЕН В АНАТОЛИИ

часть 1

огузыВ первое время при расселении огузских и туркменских племен в Анатолии соблюдалось, видимо, их традиционное деление на бузук (бозок) и учук (учок), т. е. на правое и левое крылья, или правый и левый фланги. Двигаясь на запад, племена бузук селились, как правило, севернее племен учук, т. е. при поселении в какой-то мере сохранились боевые порядки, принятые в огузских племенах. Имя «бозок» сохранилось ,в качестве топонима именно на севере Центральной Анатолии: там есть плоскогорье, которое до сих пор называют Бозок (Бозок яйласы). В Османской империи название «бозок» долго сохранялось в качестве административной единицы также на севере Анатолии, в районе г. Йозгат.

Но в дальнейшем никакого особого порядка в расселении огузских и туркменских племен не соблюдалось. Анализ анатолийской топонимии, сохранившей названия селившихся племен, показывает, что по дороге старые огузские племенные объединения распадались. Этому способствовала политика Сельджукидов, сознательно расчленявших сильные племенные образования и рассылавших их частями в разные районы страны. Кроме того, дробление племен вызывалось и тем, что Сельджукиды стремились повсюду, где было оседлое земледельческое население — христиане, держать вооруженные отряды кочевников как своего рода полицейские силы для подавления непокорных.

Исследования турецких ученых о топонимии Анатолии наглядно демонстрируют происходивший процесс дробления племен. Например, топонимы, связанные с племенным названием кайы, разбросаны на громадном пространстве от Чанаккале до Карса, от Урфы до Манисы. Правда, иногда Сельджукиды поселяли какое-нибудь племя сначала внутри страны, чтобы проверить его «благонадежность», и только потом отправляли на границу, например племя кермиян (гермиян). Это могло оставить «дополнительную» топонимию, так как часть племени могла осесть в центре, а часть — на окраине. Разбросанность племен подтверждается и анализом земельных документов времен султана Сулеймана I Кануни: деревни и административные единицы (каза, нахие), названия которых связаны с одним каким-либо племенем, далеко отстоят друг от друга.

Нужно отметить, однако, что не все топонимы, связанные с племенными названиями, обязательно указывают на место поселения данного племени. Многие из них могли произойти и от личных имен, особенно от имен глав племен и родов, так как огузские племенные названия у огузов и туркмен были очень распространены и в качестве антропонимов, указывавших на происхождение их носителей из того или иного племени или рода. Так, в эпосе «Деде Коркуд» есть личные имена Авшар-бек, Баюндур-хан, Бюгдюз, Эмен, Дёкер-бек, Салор-Казан, Языр. Все эти антропонимы так или иначе связаны с .племенными этнонимами огузов. Более того, Ф. Демирташ обнаружил в османских архивных документах XVI—XVII вв. такие имена у турецких туркмен, как Эймюр, Баяд, Авшар, Юрегир, Байындыр, Дёгер, Чавундур, Додурга, Чепни, . Салур, носители которых иногда входили в племя с другим названием. Так, племя гюндешли из объединения Боз-Улус управлялось кетхудой (старейшиной) по имени Эймюр, род гюзгюджек возглавлялся кетхудой Ча-вундуром. Больше того, зачастую личное имя главы племени или рода, связанное с происхождением его носителя из какого-либо другого племени, становилось со временем новым названием того племени или рода, которое он возглавлял. Например, в XVI— XVII вв. в племени баяд было подразделение каркын, хотя еще Рашид ад-Дин считал каркын самостоятельным племенем наряду с баяд. Как выясняется из османских архивных документов, это подразделение получило название от своего главы, который происходил из племени каркын. Другой пример: в XVI в. среди юрюков района Болу (Северо-Западная Анатолия) было небольшое племя авшарлу, название которого произошло от имени отца главы племени — Авшара. Основная же масса племени ав-шар находилась в то время на востоке и юго-востоке Анатолии. Безусловно, все это также способствовало распространению в Анатолии топонимических названий, связанных с огуз-скими племенными наименованиями, но лишь с наименованиями, а не самими племенами. Эти факты необходимо учитывать и критически подходить к данным топонимики.

Огузская топонимия Малой Азии слишком обильна, чтобы совершенно сбрасывать со счетов возможность образования отдельных топонимов непосредственно от огузских племенных этнонимов при поселении тех или иных племен или их частей. Среди анатолийских топонимов представлены все (кроме япарлы) племенные названия огузов, зафиксированные Махмудом Кашгари и Рашид ад-Дином. За исключением алаюнт-лы и алкырэвли (иначе ула-юндлуг и алкабёлюк), редких в анатолийской топонимии, все другие племена обильно оставили свои названия деревняк, местечкам (касаба), городским кварталам (махалле) и даже городам (например, в вилайете Измир есть уездный центр Байындыр). В топонимии вилайета Анкара насчитывается 17 племенных названий из 24 (причем отдельные топонимы повторяются многократно). Наиболее густа огузская топонимия в Центральной Анатолии, в западных районах ее уже меньше, а на востоке — совсем мало. Это объясняется прежде всего тем, что огузы и туркмены, пришедшие в Анатолию, были степняки. Для кочевий и поселений, как считает М. X. Йынанч, они выбирали равнины, а не горы, и в первую очередь ими были освоены степи Центральноана-толийского плоскогорья, которое они населили наиболее плотно. К тому же степные пространства Анатолии были в это время мало населены коренными жителями, которые бежали в горы или под защиту крупных крепостей, спасаясь от беспрерывных войн: в VI — начале VII в. Анатолия служила ареной битв между Византией и Ираном, в VII—-X вв.— между Византией и Арабским халифатом. Особенно сильно опустошили Анатолию византийско-арабские войны: в течение трех с половиной столетий арабы ежегодно, а то и дважды в год совершали походы на анатолийские области Византии, делали бесконечные набеги. Деревни и города разрушались, население уничтожалось или уводилось в рабство. Многие районы Анатолии совершенно обезлюдели, превратились в пустьши.

часть 2

  • Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.

    Записаться

  • Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.

    Записаться

  • Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.

    Записаться

онлайн уроки турецкого языка

 



A photo posted by Курсы Турецкого Языка В Москве (@turkishfirst) on


`