Причины быстрых побед Сельджукидов объясняются тем, что, во-первых, их основной противник — Византия была в это время очень ослаблена борьбой со своими врагами на Западе и, главное, внутренними противоречиями и междоусобицами. Византийский феодализм переживал стадию разложения. Не было также единства между Византией и армянскими феодалами.
Во-вторых, основной ударной силой Сельджукидов были кочевые огузские и туркменские племена , находившиеся на одной из ранних стадий развития феодализма и спаянные традиционной родо-племенной дисциплиной. Кроме своей многочисленности тюрки-кочевники обладали отличными воинскими качествами: каждый кочевник, в силу специфики кочевого хозяйства и быта, был прекрасно натренированным и хорошо вооруженным воином-кавалеристом. Этот фактор, как, например, и при монгольских завоеваниях, а также при завоеваниях арабов, у которых на первых этапах основной военной силой были кочевые бедуинские племена, также нельзя не учитывать.
В-третьих, народные массы Анатолии, изнывавшие под гнетом византийской тирании, часто видели в сельджуках своих избавителей. В этом они, конечно, жестоко ошибались: сельджукские султаны и эмиры были не менее алчными захватчиками-феодалами, чем их противники византийцы.
Составной частью политики Сельджукидов было сознательное направление кочевых племен на границы — для войны с византийцами, армянами, грузинами. Этим преследовались две цели: во-первых, внутренние районы государства освобождались от неспокойных кочевников, всегда готовых поднять мятеж против центральной власти, и, во-вторых, укреплялись границы, обеспечивались завоевания новых земель и поступление награбленной добычи. А аристократия кочевых племен с большой охотой шла на завоевание и грабеж чужих земель.
М. Ф. Кёпрюлю считает, что такая политика Сельджукидов в отношении кочевых племен вытекала из нехватки пастбищ для кочевников, а также из стремления султанов избавить оседлое население, которое было основным налогоплательщиком, от разбоя и набегов номадов. Последнее могло играть свою роль, что же касается «нехватки пастбищ для кочевников», то за этой обезличивающей формулировкой скрыто социальное содержание сельджукского движения, выхолощена его классовая сущность. М. Ф. Кепрюлю пытается также объяснить это движение чем-то вроде «нехватки жизненного пространства» и «перенаселением». На самом же деле пастбищ не хватало не кочевникам вообще, а кочевой знати, так как быстрый процесс концентрации огромных масс скота в ее руках (по свидетельству Ибн Фадлапа, уже в начале X в. были огузские предводители, владевшие по 10 тыс. лошадей и 100 тыс. овец) требовал широкой экспансии в целях расширения пастбищных угодий. Собственно, это и было основной социальной причиной сельджукского движения.
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`