часть 3
Основными формами государственной поддержки сельского хозяйства были закупки государством по гарантированным ценам части продукции, льготные кредиты, снабжение хозяйств на выгодных условиях машинами и инвентарём. Поскольку дело не обошлось без рекомендаций кредиторов, уже в 1948 г. в сельское хозяйство Турции стали поступать первые кредиты по плану Маршалла. Начался импорт в значительных количествах тракторов, что позволило распахать значительные площади неосвоенных земель, особенно в Центральной Анатолии. Прямая иностранная помощь, использованная в 19481965 гг. на развитие сельскохозяйственного сектора, составила 586,2 млн. долл., причём треть её была американскими кредитами. Эти средства пошли на строительство оросительных сооружений, на импорт и производство ядохимикатов по борьбе с вредителями сельского хозяйства, закупку сельскохозяйственных машин и запчастей, улучшение методов ведения животноводства, земледелия, подготовку специалистов в области сельского хозяйства и т. д.
Начался же технологический прогресс в турецком сельском хозяйстве именно с расширения применения тракторов и других сельхозмашин. Если до 1948 г. в стране использовалось примерно две тысячи тракторов, их число стало расти с началом применения плана Маршалла. Стремительность такого роста очевидна в 1953 г. их было уже 35 тысяч, в 1956 44 тыс., в 1960 42 тыс. и в 1970 г. почти 106 тыс. Такое использование тракторов способствовало расширению обрабатываемых площадей с применением механизации в 1951 г. из 15,3 тыс. га тракторами было обработано 1,8 тыс. га, в 1970 г. из 24,3 тыс. га около 8 тыс. га. То же можно сказать о расширении орошаемых площадей и применении химических удобрений. За период 19621972 гг. их применение возросло в 10 раз. Официальная статистика приводит Данные об увеличении в 19511970 гг. производства пшеницы почти в два раза, сахарной свёклы в три раза, хлопка почти в 3 раза и т.д.
Несомненно позитивное воздействие американской экономической помощи на модернизацию турецкой экономики. Общий итог очевиден: страна получила возможность покончить с остатками феодализма, в том числе в госсекторе, создать условия для роста частного предпринимательства и в будущем перехода к рыночной экономике. Вместе с тем выгоды, полученные США от своего экспорта в виде помощи, были также существенны, даже если не обращаться к их политикостратегической составляющей.
В те годы будущее этатизма, государственного капитализма всё более занимало умы турецких и зарубежных теоретиков. Видный турецкий экономист Осман Окъяр писал тогда, что «знамя либерализации, деэтатизации было поднято ДП с момента её возникновения в 1946 г.» и после прихода к власти в 1950 г. она попыталась проводить эту политику либерализма во внутренней и внешней торговле. Однако после сентября 1952 г. эта политика начала откладываться на будущее, государственное участие было востребовано повсюду, создавались новые ГЭО. Менялось либеральное течение, изменялось и отношение к законодательству относительно внешнеторгового режима и иностранного капитала. Смягчались идеи относительно самодостаточности Турции, о том, что иностранный капитал опасен . Поэтому философия экономической помощи с опорой на план Маршалла была воспринята очень благосклонно 2А. Об основных торговых партнерах в описываемый период можно судить по приводимой ниже таблице.
Доля ведущих стран в импорте Турции в 19571962 гг. (%)
Страны |
1957 |
1958 |
1959 |
1960 |
1961 |
1962 |
США |
30,7 |
27,9 |
26,3 |
25,8 |
27,5 |
29,1 |
Зап. Германия |
11,2 |
14,4 |
16,9 |
21,0 |
16,7 |
17,1 |
Англия |
7,7 |
7,2 |
11,0 |
11,3 |
13,2 |
11,3 |
Италия |
9,2 |
10,6 |
7,1 |
6,4 |
8,4 |
5,4 |
Франция |
3,2 |
2,9 |
3,7 |
3,5 |
3,5 |
4,6 |
Япония |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
1,0 |
2,6 |
2,7 |
Иран |
0,3 |
0,0 |
0,6 |
0,0 |
0,5 |
2,2 |
Голландия |
1,2 |
1,6 |
3,0 |
2,6 |
2,4 |
1,9 |
Чехословакия |
6,1 |
3,9 |
2,7 |
1,5 |
2,3 |
1,9 |
Австрия |
1,1 |
1,5 |
3,3 |
2,1 |
1,6 |
1,7 |
По турецким данным, на начало 1970х годов доля внешних источников в общем объёме инвестиций в экономику составляла 25,4%. Можно предположить, что в первые послевоенные годы эта доля была значительно выше и обеспечивалась она прежде всего поставками из США или, по крайней мере, финансированием из США этих поставок. В период 19481967 гг. в среднем структура импорта на 47% была представлена инвестиционными товарами, 40% сырьевыми, 13% потребительскими. Однако в 1953 г. доля потребительских товаров в турецком импорте значительно превышала этот показатель, достигая 25%, что свидетельствовало об интенсификации поставок американских сельскохозяйственных излишков.
В эти же годы начался новый этап в истории ввоза иностранного капитала в Турцию: в 1954 г. были приняты законы о поощрении иностранного капитала и о нефти. Правда, они содержали ещё много ограничений по свободному использованию прибыли. Попрежнему поступление займов и кредитов от стран Запада и прежде всего от США по государственной линии (ежегодно 200300 млн. долл.) являлось основой модернизации не только агросферы, но и промышленности, инфраструктуры.
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`