Русский язык, вместе с белорусским и украинским, образует восточнославянскую группу славянской ветви индоевропейской семьи языков. Образование указанных восточнославянских языков относится к позднейшей эпохе. Источником всех их является совокупность очень близких друг к другу древне восточнославянских наречий (диалектов), объединяемая под общим названием «древнерусский язык», поскольку они были распространены на территории, где сложилось Русское государство, термин же Русь применялся в древности к землям и населению не только русским (в современном смысле слова), но и к украинским и белорусским. Восточнославянские наречия, на которых говорили первоначально различные восточнославянские племена, выделились некогда из единого общеславянского, или праславянского, языка.
Восточные и южные славяне в эпоху их первого соприкосновения и борьбы с Византией (свидетельства византийских источников об этом относятся к VI в.) образовывали племенные союзы, в состав которых входили племена, говорившие на столь близких наречиях, что общение в пределах союза не составляло никакого труда. Повидимому, не только восточнославянские наречия, но и все славянские языки в целом в зту эпоху были еще чрезвычайно близки друг к другу, все славяне легко могли понимать друг друга.
В IX—X вв., т. е. к тому времени, когда складывается Русское государство, восточные славяне были сосредоточены преимущественно в окрестностях озера Ильмень, в бассейне западной Двины, Днепра, верхнего течения Оки и Волги и на территории теперешних Волыни и Подолии. На юговостоке восточнославянские поселения достигали, повидимому, нижнего Дона и побережья Азовского и Черного морей (северный Кавказ).
Племенные союзы характеризовали в истории общественных формаций поздний этап развития первобытнообщинного строя. С переходом восточных славян к классовому обществу и с образованием Русского государства с центром в Киеве связано формирование древнерусской народности. Языковой единицей вместо племенного диалекта становится диалект области, тяготеющей в экономическом и политическом отношении к определенному городскому центру, впоследствии становящемуся центром феодального княжества. Такие укрепленные городские центры (др.русск. городъ и означало первоначально «укрепленное, огороженное место, крепость») развились из торговых стоянок, существовавших еще в эпоху первобытнообщинного строя.
Областные диалекты во многих случаях представляют собой Дальнейшее развитие племенных диалектов, и границы облаcтного диалекта во многих случаях совпадают со старыми границами племенного диалекта. Так, археологические и исторические данные говорят о том, что, по крайней мере, па определенном отрезке границы древних племен словен и кривичей и соответственно границы Новгородской и Псковской земли эпохи феодализма совпадают. Интересно, что с этой границей совпадают и теперь границы распространения некоторых диалектных явлений. В некоторых случаях с образованием областей, тяготеющих к определенным городским центрам, на месте древних племен связана и известная языковая (диалектная) перегруппировка. В силу определенных условий в область с общим центром могли попасть потомки различных племен, и, напротив, единое племя могло расколоться и расслоиться между областями с различными городскими центрами, что не могло не отразиться со временем и па языке. Так, например, и Смоленск и Псков, являвшиеся впоследствии центрами определенных областей (земель), сложились на территории обширного племени кривичей; на территории этого же племени сложились и такие центры, как Ростов (ныне РостовЯрославский), Суздаль. Судя по памятникам, наречия потомков единого некогда племени друг от друга разнятся (в особенности отличается от остальных, судя по памятникам уже XIV—XV вв., псковское наречие), главным образом по фонетическим чертам. Напротив, в состав Суздальской земли, тяготевшей к таким центрам, как Ростов и Суздаль, как ужо сказано, вошла часть потомков кривичей. Но в нее же пошла и северная часть потомков вятичей. И Москва, которая возникла, повидимому, на территории вятичей, судя по древнейшим московским памятникам, первоначально в языковом отношении пе отличалась от РостовоСуздальской земли. Основная же масса потомков вятичей вошла в состав Рязанской земли (с центром в Рязани).
Русское государство с центром в Киеве, который первоначально возник как центр территории племени полян, было государством слабо централизованным. Еще слабее становится связь между различными частями его (хотя представление о единстве Руси в народном сознании, судя по памятникам древней письменности, никогда не прекращалось) в период развития феодализма (XII—XIII вв.). Разобщенность различных земель в середине Х1П в. была усилена монгольским нашествием и дальнейшей зависимостью большей части Руси от Золотой орды. В особенности нарушена была непосредственная связь между югозападом (Киевская, ГалицкоВолынская земля) и северовостоком (РостовоСуздальская земля).
К XIV—XV вв. относится начало формирования современных восточнославянских языков на основе различных частей древнерусских говоров. Предпосылками для этого формирования послужили определенные исторические условия.
Северовосточная (Суздальская) Русь становится центром собирания русских земель и борьбы с Золотой ордой. С XIV века начинается возвышение Москвы, первоначально небольшого города Суздальской Руси, превращающегося затем в политический, экономический и культурный центр государства. Под властью Московского князя постепенно собираются земли, расположенные к северу, югу и западу от Москвы.
Несколько ранее на западе начинается возвышение Литовского княжества. Литовские князья еще в ХШ в. захватывают Западную Русь, в ХШ—XIV вв. совершают набеги на югозапад. В XIV в. в состав Литовского княжества входят ГалицкоВолывская земля и Киев.
С образованием Московского государства на северовостоке восточнославянских территорий и связано образование русской, или великорусской, народности я ее языка, который и кладет начало русскому языку в современном смысле слова. Этот язык и образуют те восточнославянские говоры, которые оказались на территории Московского государства. Они переживают ряд общих процессов, удаляясь в то же время от тех восточнославянских наречий, которые остались пределами нового постепенно централизующегося государственного образования. На территории Литовского княжества приблизительно в это же время на основе восточнославянских (древнерусских) наречий, оказавшихся там, формируются украинский и белорусский языки. Формирование на этой территории двух, а не одного языков объясняется сравнительной разобщенностью различных частей этого государственного образования, а также тем, что различные земли в разное время входят в состав его. Литовское княжество в XVI в. объединяется с Польшей, и украинская и белорусская народности на долгое время оказываются отторгнутыми от братского русского народа. Часть украинцев (население левобережной Украины и Киева) воссоединяется с русскими во второй половине XVII в. (после восстания против гнета павской Полыни), другая часть украинцев и большая часть белорусов — во второй половине XVIII в. (в результате разделов Польши, после которых большая часть правобережной Украины и Белоруссия отходят к России). Окончательное воссоединение всего украинского и всего белорусского народа с русским произошло в результате включения в состав СССР западноукраинских и западнобелорусских земель в сентябре 939 г., полностью же — лишь после Великой Отечественной войны.
Идет набор в дневную и вечернюю группы по турецкому языку с нуля. Приглашаем всех желаюших.
Дорогие друзья! Приглашаем всех желающих на занятия по скайпу. Занятия будут проходить в удобное для вас время и день.
Открыт набор на индивидуальные занятия. Начало занятий в ближайшие дни. Ждем всех, кому интересен турецкий язык.
 
`